Тушинов Баир Луданович

  1. Тушинов Баир Луданович, 1974 года рождения, 2019 года набора, 46.06.01 Исторические науки и археология (07.00.02. Отечественная история). Научный руководитель — Базаров Андрей Александрович, доктор философских наук.
  2. Тема диссертационного исcледования — ««Большой намтар Чже Цонкапы» Чахара-геше Лобсанга Цультима (1740–1810) как источник по изучению исторических биографий».
  3. Пояснительная записка

Большой намтар (жизнеописание) Ламы Цонкапы Лобсанга Дагпы Пэла (1357-1419), написанный Чахаром-геше считается наиболее полным и подробным описанием жизни и деятельности выдающегося буддийского Учителя и философа Ламы Цонкапы, стоявшего у истока возникновения традиции Гелуг (тиб. dge lugs, Путь добродетели), одной из четырех главных школ тибетского буддизма, которая кроме самого Тибета также получила большое распространение в северном направлении от него — регионах Монголии, Бурятии, Тывы и Калмыкии. Поскольку Бурятия, Тыва и Калмыкия находятся в составе России, то правомочно говорить о таком явлении, как российский буддизм, имеющий линию преемственности, происходящую от Ламы Цонкапы. Следует отметить, что в России не угасает академический интерес к личности Ламы Цонкапы. В начале двадцатого века исследователь-востоковед Гомбожаб Цыбиков предпринял усилия по переводу главного сочинения Цонкапы — «Ламрим ченмо». В настоящее время уже переведены полностью на русский Альгирдасом Кугявичусом упомянутый «Ламрим ченмо» (Большое руководство по этапам пути к Пробуждению) и «Нгагрим ченмо (Большое руководство к этапам пути тантры). Поэтому диссертационная тема видится достаточно актуальной и значимой.

В 2019 году в буддийском мире широко праздновалось шестисотлетие со времени ухода Ламы Цонкапу в Нирвану и в связи с этим событием были изданы различные труды, связанные с Ламой Цонкапой. Одним из таких трудов является биография Ламы Цонкапы «Будда в Стране снегов», написанная доктором Тубтеном Джинпой. Как отмечается во введении этой книги, данная биография адаптирована под современного западного читателя для облегчения восприятия.  Таким же образом, и Чахар-геше постарался написать биографию доступным для читателя образом, что отражается в полном названии сочинения: «Источник всего блага и счастья: жизнеописание Всеведущего Чже Цонкапы, изложенное легким для понимания образом». При этом представляется важным в диссертационной работе рассмотрение того времени, в которое написал Чахар-геше это сочинение и предпосылки для написания.

Главным образом, диссертационное исследование представляет научный интерес в плане получения картины классического для буддистов составления жизнеописаний людей, достигших высоких буддийских реализаций и получивших признание на примере Ламы Цонкапы. Затем, какова цель увековечивания имени великих людей в истории написанием литературного произведения класса «намтар», становящегося письменным памятником для будущих поколений? Чахар-геше Лобсанг Цультим написал намтар в двух вариантах — на тибетском и на монгольском языках. Монгольский вариант написан ранее и позже написан тибетский вариант намтара. Эти два намтара в целом представляют собой одно произведение, но есть некоторые отличия в деталях и полноте описания тех или иных событий и также есть дополнения и в том и в другом намтаре, которых нет в каком-то одном.  Это позволяет утверждать о самостоятельности обоих произведений. Отличия этих двух намтаров также представляют собой основание для изучения и сравнительного анализа.

4. Результаты освоения дисциплин ООП:

1 полугодие 2019-2020 учебного года

Результаты прохождения практики

Наименование практики Отметка о зачете Отчетность по практике
1 Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (научно-ознакомительная)   Отчет по практике (научно-ознаком)

Отзыв

2

Практика

по получению профессиональных умений и опыта

профессиональной деятельности

(научно-производственная