Лугавцова Алёна Петровна

1.   Лугавцова Алёна Петровна, 1993 года рождения, 2017 год набора, 46.06.01 Исторические науки и археология (07.00.03 Всеобщая история). Научный руководитель – Янгутов Леонид Евграфович, доктор философских наук, профессор. Тема диссертационного исследования – «Школа О:баку в истории Японии периода Эдо (1603-1868)» (протокол УС №6 от 28.06.2018).

2. Результаты освоения дисциплин ООП 

1 полугодие 2017 — 2018 учебного года

Наименование Оценка (отметка о зачёте)
1Иностранный языкзачтено
2История и философия наукизачтено
3Культурология: методология исследования и методика преподаваниязачтено

2 полугодие 2017- 2018 учебного года

Наименование Оценка (отметка о зачёте)
1Иностранный язык (канд. мин.)отлично
2История и философия науки (канд. мин.)отлично
3Методология исторического исследования и методика преподавания исторических дисциплинотлично
4Педагогика высшей школы и психология профессиональной деятельностизачтено

2 полугодие 2018-2019 учебного года

Наименование Оценка (отметка о зачёте)
1История стран Центральной и Восточной Азиизачтено

2 полугодие 2019-2020 учебного года

НаименованиеОценка (отметка о зачёте)
1Всеобщая история (канд.мин.)отлично
2Итоговый государственный экзаменотлично

Результаты прохождения практики

Наименование практикиОтметка о зачётеОтчётность по практике
1.Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (научно-ознакомительная) зачтено (отлично)Лугавцова (характеристика по научно-ознакомительной практике)
Лугавцова (отчёт по научно-ознакомительной практике)
2.Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (научно-производственная) зачтено (отлично)Лугавцова (характеристика по научно-производственной практике)
Лугавцова (отчёт по научно-производственной практике)
3.Педагогическая практиказачтено (отлично)Лугавцова (характеристика по педагогической практике)
Лугавцова (отчёт по педагогической практике)

3. Тема диссертационного исследования – «Школа О:баку в истории Японии периода Эдо (1603-1868)».

Актуальность исследования данной темы определяется важностью проблем изучения истории государств и религиозных институтов и общин в контексте их взаимодействия, а также значимостью роли национальной культуры в формировании политической идеологии, идентичности и взаимоотношений различных социальных/религиозных групп в определенный период и на значительном историческом отрезке вплоть до современности. Период Эдо (1603–1868) является важнейшей вехой в истории Японии, ознаменовавшей экономический, политический и культурный подъем после полутора веков смуты «эпохи воюющих провинций». Социально-политические процессы эпохи Эдо способствовали поискам решений для трансформации буддийских школ в условиях, с одной стороны, изоляции, а с другой стороны, при широких возможностях стабильного мира и развития национальной культуры. В идеологии периода Эдо на передний план вышло неоконфуцианство, и буддийские школы утрачивали прошлую значимость. Однако, невзирая на устоявшееся мнение о том, что данная эпоха для буддизма представляла периода застоя и деградации, именно в период Эдо появились новые направления дзэн-буддизма, к которым относится и школа О:баку (яп. 黄檗). Формирование школы О:баку, проникшей в Японию из Китая в период изоляции и связанной с деятельностью китайских монахов-эмигрантов, имеет для эпохи Эдо особую значимость, поскольку она прервала замкнутость духовной сферы страны и открыла новые перспективы японской культуры. Данное учение не только оказало существенное влияние на буддийское сообщество страны, но также привнесло в традиционные виды искусства (живопись, каллиграфию, скульптуру) наследие культуры минского Китая. Влияние искусства пришлого учения на духовный облик эпохи, когда страна была изолирована от внешнего мира, прославляемой как «золотой век» самобытного японского искусства, представляет особый научный интерес и имеет большую значимость для более полного и правильного понимания особенностей ее духовной сферы. В наше время школа О:баку по-прежнему является крупным направлением дзэн-буддизма наряду с Риндзай и Со:то:, невзирая на то, что появилась в Японии намного позже двух первых учений, что также подчеркивает актуальность работы.

Исследование школы О:баку поможет более полно воссоздать историю Японии эпохи позднего средневековья, а комплексное рассмотрение школы О:баку как наименее изученного из трех крупных направлений японского дзэн-буддизма, ее религиозно-философского мировоззрения и практик также позволит восполнить определенные пробелы в истории буддизма в отечественном японоведении. Кроме того, анализ ритуально-бытовой стороны учения и творческого наследия последователей О:баку даст возможность отразить новые аспекты в изучении традиционной культуры Японии и разносторонне представить уникальный культурный облик периода Эдо.

Список опубликованных научных и учебно-методических работ

Название работыВид работыВыходные данныеОбъём (п.л.)
Соавторы
1.«Буддийские принципы в поэзии Кобаяси Исса» статья РИНЦЛугавцова А.П. Буддийские принципы в поэзии Кобаяси Исса // Буддизм и традиционные религии народов России, Внутренней и Восточной Азии, сб.ст. / отв. ред. Л.Е. Янгутов. — Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 2018. — 266 с. — С. 171-185. 0,6нет
2.«Японский буддизм в эпоху Эдо: школа О:баку» статья РИНЦЛугавцова А.П. Японский буддизм в эпоху Эдо: школа О:баку // Буддологические исследования : альманах. / отв. ред. Л.Е. Янгутов. — Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 2018. — Вып. 1. — С. 119-124. DOI: 10.31554/978-5-7925-0545-2-2018-1-119-124. 0,4нет
3.«Ингэн Рю:ки (1592-1673) и его роль в истории японской культуры периода Эдо (1603-1868)» статья ВАКЛугавцова А.П. Ингэн Рю:ки (1592-1673) и его роль в истории японской культуры периода Эдо (1603-1868) // Genesis: исторические исследования. — 2018. — № 12. — С. 1-7. DOI: 10.25136/2409-868X.2018.12.27953. 0,5нет
4.«Появление школы О:баку-дзэн в Японии: три основателя» статья РИНЦЛугавцова А.П. Появление школы О:баку-дзэн в Японии: три основателя // Вестник БНЦ СО РАН. — 2018. — № 32. — С. 196-203. DOI: 10.31554/2222-9175-2018-32-196-203. 0,5нет
5.«Вклад Мокуана Сё:то: и Сокухи Нёицу в развитие культуры периода Эдо и феномен искусства О:баку» статья РИНЦЛугавцова А.П. Вклад Мокуана Сё:то: и Сокухи Нёицу в развитие культуры периода Эдо и феномен искусства О:баку // Вестник БНЦ СО РАН. — 2019. — № 33. — С. 211-217. DOI: 10.31554/2222-9175-2019-33-211-217. 0,5нет
6.«Искусство О:баку в истории культуры Японии периода Эдо (1603-1868)» статья ВАКЛугавцова А.П. Искусство О:баку в истории культуры Японии периода Эдо (1603-1868) // Genesis: исторические исследования. — 2019. — № 5. — С. 61-73. DOI: 10.25136/2409-868X.2019.5.29729.0,7нет
7.«Эпохи Мин (1368-1644) и Эдо (1603-1868) в истории Китая и Японии» статья Scopus+ВАКЯнгутов Л.Е., Лугавцова А.П. Эпохи Мин (1368-1644) и Эдо (1603-1868) в истории Китая и Японии // Вопросы истории. — 2020. — №2. — С. 248-262. DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202002Statyi26.1,2Янгутов Л.Е.
8.«Ранняя история школы О:баку-дзэн в Японии: появление и закрепление на новой земле» статья ВАКЛугавцова А.П. Ранняя история школы О:баку-дзэн в Японии: появление и закрепление на новой земле // Манускрипт. — 2020. — Т. 13, вып. 5. — С. 57-62. DOI: https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.5.10. 0,7нет
9.«Особенности буддийской практики ранней школы О:баку в Японии как отражение религиозного синкретизма Китая эпохи Мин
(1368–1644)»
статья РИНЦЛугавцова А.П. Особенности буддийской практики ранней школы О:баку в Японии как отражение религиозного синкретизма Китая эпохи Мин (1368–1644) // Буддологические исследования : альманах. / отв. ред. Л.Е. Янгутов. — Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 2020. — Вып. 3. — С.100-110. DOI: 10.31554/978-5-7925-0600-8-2020-3-100-110. 0,8нет
10.«Влияние Китая эпохи Мин (1368-1644) на формирование ритуальных и бытовых обычаев ранней школы О:баку и её восприятие в Японии» статья ВАК Лугавцова А.П. Влияние Китая эпохи Мин (1368-1644) на формирование ритуальных и бытовых обычаев ранней школы О:баку и её восприятие в Японии // Genesis: исторические исследования. — 2021. — № 1. — С. 103-117. DOI: 10.25136/2409-868X.2021.1.34687.0,7нет
11. «Религиозные особенности школы О:баку как нового направления японского дзэн-буддизма»статья ВАКЛугавцова А.П. Религиозные особенности школы О:баку как нового направления японского дзэн-буддизма // Вестник БНЦ СО РАН. — 2021. — № 42. — С. 148-155. DOI: 10.31554/2222-9175-2021-42-148-155.0,7нет
12.«Монахи О:баку» в истории формирования учения О:баку в период Эдо (1603–1868) статья WoS+ядро РИНЦЛугавцова А.П. «Монахи О:баку» в истории формирования учения О:баку в период Эдо (1603–1868) // Японские исследования. — 2021. — № 2. — С. 127–139. DOI: 10.24412/2500-2872- 2021-2-127-139 1нет

Участник научно-исследовательского проекта «Буддизм в социально-политических и культурных процессах России, Внутренней и Восточной Азии: трансформации и перспективы» (№ 14-18-00444), выполняемого при финансовой поддержке Российского научного фонда.

Участник научно-исследовательского проекта «Школа японского буддизма О:баку-сю::-традиции и современность» (№ 19-39-90035), выполняемого при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

Участник научно-исследовательского проекта «Миры махаянского буддизма в контексте мировых цивилизационных процессов» (№ 21-18-00074), выполняемого при финансовой поддержке Российского научного фонда.

Участие в конференциях и других научных мероприятиях

Название докладаНазвание и статус конференцииМесто проведенияДата
1.«Буддийские мотивы в творчестве Кобаяси Исса» Ежегодная научно-практическая конференция преподавателей, сотрудников и аспирантов Бурятского государственного университета (региональная) Улан-Удэ, БГУ9-19 января 2018 г.
2.«Японский буддизм в эпоху Эдо: школа О:баку» «Буддизм: единство в многообразии» (международная)Улан-Удэ, ИМБТ СО РАН7-9 июня 2018 г.
3. «Ингэн Рю:ки в истории культуры Японии периода Эдо (1603-1868)» Ежегодная научно-практическая конференция преподавателей, сотрудников и аспирантов Бурятского государственного университета (региональная) Улан-Удэ, БГУ9-26 января 2019 г.
4.«Ранняя история школы О:баку-дзэн в Японии» Ежегодная научно-практическая конференция преподавателей, сотрудников и аспирантов Бурятского государственного университета (региональная) Улан-Удэ, БГУ13-24 января 2020 г.
5.«Культура О:баку» как уникальный феномен истории Японии периода Эдо» МНСК-2020 (международная)Новосибирск, НГУ10-13 апреля 2020 г.
6.«Монах Байсао: и появление искусства сэнтя в японской культуре периода Эдо (1603-1868)» «Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых учёных» (международная)Новосибирск, НГУ, Институт истории СО РАН12-14 октября 2020 г.
7.«Монахи О:баку и их роль в формировании и распространении религиозных и культурных идеалов учения» Ежегодная научно-практическая конференция преподавателей, сотрудников и аспирантов Бурятского государственного университета (региональная) Улан-Удэ, БГУ 11-22 января 2021 г.

Обладатель диплома I степени в секции «Востоковедение» Международной научной студенческой конференции МНСК-2020.

4. Прочее

Имеется сертификат экзамена по определению уровня владения японским языком 日本語能力試験 (1 уровень) от 24 января 2016 г.

Удостоена республиканской стипендии в области истории и права на 2019-2020 учебный год.

Участник республиканского конкурса «Научные битвы-2019» и обладатель II места в конкурсе «Научные битвы-2019» среди молодых сотрудников и аспирантов ИМБТ СО РАН.

Приложение

Буддийские принципы в поэзии Кобаяси Исса

Ежегодная конференция БГУ-2018

Японский буддизм в эпоху Эдо — школа Обаку

Международная конференция «Буддизм: единство в многообразии»-2018

Ингэн Рюки (1592-1673) и его роль в истории японской культуры периода Эдо (1603-1868)

Появление школы Обаку-дзэн в Японии — три основателя

Ежегодная конференция БГУ-2019

Вклад Мокуана Сёто и Сокухи Нёицу в развитие культуры периода Эдо и феномен искусства Обаку

Искусство Обаку в истории культуры Японии периода Эдо (1603-1868)

Ежегодная конференция БГУ-2020

Эпохи Мин (1368-1644) и Эдо (1603-1868) в истории Китая и Японии

Материалы секции «Востоковедение» МНСК-2020

Ранняя история школы Обаку-дзэн в Японии

Международная конференция «Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых учёных»-2020

Особенности буддийской практики ранней школы О:баку в Японии как отражение религиозного синкретизма Китая эпохи Мин (1368-1644)

Ежегодная конференция БГУ-2021

Влияние Китая эпохи Мин (1368-1644) на формирование ритуальных и бытовых обычаев ранней школы О:баку и её восприятие в Японии

Религиозные особенности школы О:баку как нового направления японского дзэн-буддизма

«Монахи О:баку» в истории формирования учения О:баку в период Эдо (1803-1868)