Хандархаева Виктория Викторовна

 

email: khandarkhaeva@yandex.ru

Общая информация

ФИО: Хандархаева Виктория Викторовна

Год рождения: 02.08.1983

Год поступления: 2021

Направление подготовки: 47.06.00 Философия, этика и религиоведение

Направленность: Философия религии и религиоведение

Научный руководитель: д.филос.н., проф., ИМБТ СО РАН Янгутов Леонид Евграфович

Тема научно-квалификационной работы (диссертации): Принципы стратагемности и мягкой силы в религиозной традиции Китая

Тема диссертационного исследования: Стратагемность и мягкая сила

 

Результаты освоения дисциплин ООП (1 год обучения, 2021-2022 учебный год):

Иностранный язык (канд. мин.) — отлично

История и философия науки (канд. мин.) — отлично

Педагогика высшей школы и психология профессиональной деятельности — зачтено

Отчет о прохождении научно-ознакомительной практики:

Отчет по производственной практике 1 года обучения Хандархаевой Виктории Викторовны

 

Результаты освоения дисциплин ООП (2 год обучения, 2022-2023 учебный год):

Методология философского исследования и методика преподавания философских дисциплин   –  отлично

Религии стран Центральной и Восточной Азии — зачтено

Отчет о прохождении научно-производственной практики:

Отчет-по-научно-производственной практике Хандархаева В В 2 год обучения

 

Результаты освоения дисциплин ООП (3 год обучения, 2023-2024 учебный год):

Исследователь. Преподаватель-исследователь

Отчет о прохождении педагогической практики:

 

 

Результаты научных исследований:

За 1 год обучения 2021-2022 учебный год опубликованы 6 статей (далее в списке научных публикаций — под номерами 4, 5, 6, 7, 8, 9),

из них опубликованы ВАК — 4 статьи (4, 7, 8, 9), РИНЦ — 2 статьи (6, 5).

 За 2 год обучения 2022-2023 учебный год опубликованы 2 статьи (далее в списке научных публикаций — под номерами 10, 11),

из них опубликованы ВАК — 1 статья (11), РИНЦ – 1 статья (10).

 За 3 год обучения 2023-2024 учебный год опубликованы 5 статьи (далее в списке научных публикаций — под номерами 12, 13, 14, 15, 16),

из них опубликованы ВАК — 3 статьи (12, 13, 14), в печати 2 статьи ВАК  (15, 16).

 

Международные научно-практические (очное участие) конференции 1 год обучения 2021-2022 учебный год

Приняли очное участие в трех научных конференциях:

Международная научная конференция «Синология в XXI в.», г. Улан-Удэ, Бурятский государственный университет им. Д.Банзарова, 12 октября 2021 г.

«Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность — XIV», г. Улан-Удэ, Бурятский государственный университет им. Д.Банзарова,  10 декабря 2021 г.

II Международная научная конференция «Синология в XXI в.», г. Улан-Удэ, Бурятский государственный университет им. Д.Банзарова,  11 июля 2022 г.

 

Международные научно-практические (очное участие) конференции 2 год обучения 2022-2023 учебный год

Приняли очное участие в научной конференции:

Международная конференция «Миры махаянского буддизма в контексте мировых цивилизационных процессов», г. Улан-Удэ, ИМБТ СО РАН, 23 июня 2023 г.

 

Список научных публикаций 

Публикации, включенные в ВАК – 13, РИНЦ — 3:

1) Монгуш В.В. Проблема стратагемности в китайском мышлении / В.В. Монгуш // Вестник Бурятского государственного университета. – Выпуск 5. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. – С. 28-30.

2) Хандархаева В.В. Стратагемное развитие как традиция китайской культуры / В.В. Хандархаева // Вестник Бурятского государственного университета. – Выпуск 6. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008. – С. 37-41.

3) Хандархаева В.В. Проблема взаимодействия противоположностей в философии Китая / В.В. Хандархаева // Вестник Бурятского государственного университета. – Выпуск 6. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2015. – С. 30-35.

4) Хандархаева В.В., Дашеева В.В. Теория причинно-следственных связей в философии китайского буддизма / В.В. Хандархаева, В.В. Дашеева // Вестник Бурятского государственного университета. – Выпуск 4. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2021. – С. 26-43. – DOI: 10.18101/1994-0866-2021-4-26-31

5) Хандархаева В.В. Особенности подхода к концепции «мягкой силы» / В.В. Хандархаева // Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность — XIV: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2021. – С. 73-76.

6) Хандархаева В.В. Теория причинности в китайской философии / В.В. Хандархаева // Синология в XXI в: материалы международной научной конференции. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2021. – Выпуск 1. — С. 92-99.

7) Хандархаева В.В. Стратагемность как неотъемлемая часть в социокультурной традиции Китая / В.В. Хандархаева // Вестник БНЦ СО РАН. – Улан-Удэ: Изд-во ИМБТ СО РАН, 2022. – С. 135-141. — DOI: 10.31554/2222-9175-2022-46-135-141

8) Хандархаева В.В., Дашеева В.В. Философское учение 阴阳 инь-ян в китайской культурной традиции / В.В. Хандархаева, В.В. Дашеева // Вестник Бурятского государственного университета. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2022. — С. 17-24. — DOI: 10.18101/1994-0866-2022-2-17-24

9) Хандархаева В.В. Расчетливость, прагматичность в древних религиозных верованиях китайцев / В.В. Хандархаева // Вестник Бурятского государственного университета. – Выпуск 2. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2022. – С. 44-50. — DOI: 10.18101/1994-0866-2022-2-44-50

10) Хандархаева В.В. Буддийская дипломатия как фактор «мягкой силы» Китая / В.В. Хандархаева // Синология в XXI в: материалы II международной научной конференции. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2022. – Выпуск 2. – С. 148-152. — DOI: 10.18101/978-5-9793-1802-8-2022-148-152

11) Хандархаева В.В. Особенности формирования древних религиозных верований  / В.В. Хандархаева // Вестник Бурятского государственного университета. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2022. — С. 57-65. — DOI: 10.18101/1994-0866-2022-4-57-65

12) Хандархаева В.В. Китайский прагматизм и расчетливость в даосизме / В. В. Хандархаева // Вестник Бурятского государственного университета – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2023. — С. 83-88. — DOI: 10.18101/1994-0866-2023-3-83-88

13) Хандархаева В.В. Принципы мягкой силы и стратагемности в период проникновения, становления буддизма в Китае // Вестник Бурятского государственного университета – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2023. — С. 40-46. — DOI: 10.18101/1994-0866-2023-4-40-46

14) Хандархаева В.В. — Принципы стратагемности и жесткой силы в экономических реформах Мао Цзэдуна // Genesis: исторические исследования. – 2023. – № 11. – С. 10 — 17. DOI: 10.25136/2409-868X.2023.11.68987 EDN: OTPJYR URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=68987

15)  Хандархаева В.В. Принципы жесткой и мягкой силы в исторической традиции легизма и конфуцианства / В.В. Хандархаева // Вестник БНЦ СО РАН. – Улан-Удэ: Изд-во ИМБТ СО РАН, 2024. – (в печати).

16) Хандархаева В.В. Принципы стратагемности и мягкой силы в культурно-исторической традиции Китая / В.В. Хандархаева // Вестник БНЦ СО РАН. – Улан-Удэ: Изд-во ИМБТ СО РАН, 2024. – (в печати).

Публикации в изданиях, не включенных в РИНЦ — 5:

17) Монгуш В.В. О китайских стратагемах / В.В. Монгуш // История и культура народов Сибири, стран Центральной Азии: материалы III международной научно-практической конференции. – Улан-Удэ: Изд-ско – политехнический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ , 2007. – С. 404-410.

18) Монгуш В.В. К вопросу об особенностях становления политической мысли в Китае / В.В. Монгуш // Интеллигенция и взаимодействие культур: материалы VI международной научной конференции. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. – С. 301-307.

19) Монгуш В.В. Концепция стратагем китайской цивилизации / В.В. Монгуш // Восточное общество: интеграционные и дезинтеграционные факторы в геополитическом пространстве АТР: материалы международной научной конференции – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. – С. 21-23.

20) Хандархаева В.В. Феномен стратагемного мышления в межкультурной коммуникации (КНР) / В.В. Хандархаева // Проблемы межкультурной коммуникации: материалы международной научной конференции. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008. – С. 234-236.

21)  Хандархаева В.В., Чимитдоржиева Ч.Т. Система матрицы взаимодействия противоположностей в Китае / В.В. Хандархаева, Ч.Т. Чимитдоржиева // Материалы научного электронного журнала «Meridian». — Выпуск 2 (36). – 2020. – http://meridian-journal.ru/

 

Работа над научно-квалификационной работой (диссертацией) 1 год обучения (2021-2022 учебный год):

Выполнен предварительный этап работы, в рамках теоретического анализа проблемы и планирования исследования  по теме диссертации, запланированные на 2 год обучения (2021-2022г.). Выполнены за отчетный период следующие задачи:

  • изучены труды отечественных и китайских исследований по принципам стратагемности и мягкой силы в религиозной традиции Китая;
  • проведен анализ теоретико-методологических  основ по теме диссертации. Изучены различные концепции и подходы к изучению принципов стратагемности и мягкой силы в трудах отечественных и зарубежных авторов. Выработаны методологические принципы работы с материалами в рамках подготовки диссертации;
  • выполнен анализ по разработке методики исследования и изложения основных процедур сбора и анализа данных.

Выбор темы исследования: обоснование актуальности исследования, формирование цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, определение методов исследования и его научной новизны.

Обоснование темы научно-квалификационной работы (диссертации)

Актуальность темы исследования: Стратагемность и мягкая сила являются одним из характерных для Китая ярких явлений. Менталитет китайцев отличается исключительной расчетливостью, прагматичностью. Китайцам с древних веков характерно стратагемичность мышления. Стратагемность представляет собой расчетливое достижение цели. Эта расчетливость отчетливо выявляется в социокультурной и религиозной традиции Китая. Стратагемность тесно связана с мягкой силой, и это характерно древним китайским философам. В учении Мо-цзы о «всеобщей любви и взаимной выгоде» выявляется теоретическое обоснование принципа прагматизма китайского народа. Мо-цзы полагал, что справедливо и верно поступает лишь тот, кто приносит пользу обществу и людям. Главный принцип гласил: справедливость – это то, что полезно; что является истинным, то и считается полезным.

Следовательно, принципы стратагемности и мягкой силы наложили отпечаток на социокультурную и религиозную традицию Китая.

 

Работа над научно-квалификационной работой (диссертацией) 2 год обучения (2022-2023 учебный год):

В рамках теоретического анализа проблемы и планирования исследования выполнены следующие запланированные на 2 год обучения (2022-2023 учебного года) виды учебной работы:

  1. Составление библиографии по теме исследования — принципов стратагемности и мягкой силы Китая. Изучены источники и литература по исследуемой проблематике на русском, английском и китайском языках, периодизация — до Шан-Иньский период, формирования протогосударства Китая — Шан-Иньский период, современность Китая.
  2. Раскрытие и описание теоретико-методологических основ исследования. Изучены различные концепции и подходы к изучению принципов стратагемности и мягкой силы в трудах отечественных и зарубежных авторов. Выработаны методологические принципы работы с материалами в рамках подготовки диссертации. Определены основные методы исследования: анализ, сравнительный метод и метод исторической периодизации.
  3. Разработка методики исследования и изложение основных процедур сбора и анализа данных. Составлена программа исследования, соответствующая плану диссертационного исследования и предполагающая выделение и исследование в хронологическом порядке принципов стратагемности и мягкой силы, а также обобщение результатов научного исследования по теме диссертации.

 

Целью диссертационного исследования является выявление принципов стратагемности и мягкой силы в религиозной традиции Китая. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • раскрыть принципы стратагемности и мягкой силы в социо-культурной традиции Китая;
  • выявить истоки формирования принципов стратагемности и мягкой силы в традиции Китая;
  • рассмотреть особенности принципов стратагемности и мягкой силы в древних религиозных верованиях;
  • рассмотреть принципы стратагемности и мягкой силы в период формирования протогосударства Китая;
  • выявить принципы стратагемности и мягкой силы в даосизме, конфуцианстве и буддизме;
  • рассмотреть принципы стратагемности и мягкой силы в социально-экономических реформах в современности Китая.

Определены:

  • Объект исследования — принципы стратагемности и мягкой силы Китая;
  • Предмет исследования — принципы стратагемости и мягкой силы в религиозных традициях Китая.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Китайской Народной Республики.

Источниковую базу исследования составят широкий круг разнообразных источников на русском, китайском и английском языках. Стратагемность и мягкая сила в религиозном аспекте мало изучена, исследований практически нет. Если рассматривать в социо-культурном аспекте имеются материалы. Следовательно, исследования в религиозном аспекте дадут возможность выявить специфичность принципов стратагемности и мягкой силы в религиозной традиции Китая.

 

Работа над научно-квалификационной работой (диссертацией) 3 год обучения (2023-2024 учебный год):

Введение: Уходя в глубокую древность, они прочно вписались в национальное сознание китайцев, оказывая воздействие на их общественную и повседневную жизнь. Суть принципов стратагемности и мягкой силы заключается в рациональном достижении поставленных задач, в отказе от насильственных средств и гибкости в подходе к решению намеченных задач. Эти традиции имеют глубокие древние истоки, и сохраняют свою актуальность в современной жизни китайцев.

Актуальность темы. Актуальность исследования проявляется в значимости научного анализа принципов стратагемности и мягкой силы, которые составляют важный компонент китайской социальной, политической и культурной традиции. Стратагемное мышление сформировалось в результате прагматичности и расчетливости китайцев, вынужденных приспосабливаться к скудным природным условиям. Древние китайцы проявляли расчетливость и рациональность, уделяя высокую значимость обыденным аспектам своей жизни, особенно в первые этапы своей истории, когда они преодолевали трудности в условиях скудности природных ресурсов.

Базой источников для исследования был использован обширный спектр материалов на русском, китайском и английском языках.

Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими положениями:

  • установлено, что религиозные верования Китая начали формироваться в ранний неолитический период и играли важную роль в развитии китайской мысли;
  • выявлено, что божества, связанные с культом Неба и культом Шан-ди, выражали социальные и политические аспекты, которые проявлялись через социальные запреты, подчинение, власть;
  • определено, что китайские философские школы конфуцианства, даосизма, легизма уделяли внимание разработке практических программ действий, используя свои методы и концепции;
  • выявлено, что процесс китаизации буддизма в Китае длился на протяжении нескольких столетий, и включал применение стратагемного подхода и принципов мягкой силы;
  • установлено, что современная китайская философия включает конфуцианство, даосизм, буддизм и марксизм, которые продвигают духовно-нравственные ценности в контексте формирования гармоничного мира.

Эмпирическая основа исследования опирается на официальные документы, медийные ресурсы и информацией, представленные на веб-платформах как китайского, так и российского происхождения, касающихся программ и реформ КПК, реализуемых руководством КНР.

Для анализа были использованы произведения следующих китайских философов и мудрецов: Конфуция, Лао-цзы, Мо-цзы, Сунь-цзы, Шан Яна, Хань Фэй-цзы, Мэн-цзы, Дун Чжуншу, Моу-цзы и др. Источниками для анализа в политической и экономической сферы послужили труды китайского политического лидера Мао Цзэдуна. Отдельные данные и необходимые ресурсы для исследования были опубликованы в официальных статистических ежегодниках, а также в материалах, представленных центральными статистическими органами КНР и России.

Заключение: В ходе исследования подтверждено, что процессе развития китайской цивилизации в исторической традиции, уровень культуры мышления и интеллектуального менталитета китайцев совершенствовался, приобретая свои специфические  проявления, которые во многом коррелировали с направленностью цивилизации, окружающей исторической обстановкой, природными условиями и системой духовно-нравственных ценностей. Начиная с древности Китая и по сегодняшние дни принципы стратагемности и мягкой силы дают полное представление о прагматичном и рациональном китайском подходе к этой жизни. Следует отметить, что идеи, сформулированные в свое время Конфуцием, Лао-цзы, Мо-цзы и др. древними философами не потеряли актуальности. Наоборот, их практическая реализация и внедрение учений в китайское обществе, а также в культурную историческую традицию, стали основой для формирования стратагемного мышления и понятия мягкой силы. Эти принципы стали неотъемлемой частью структуры Китая, обеспечивая его стабильность и гармонию. По сути, мягкая сила и стратагемность являются важнейшими принципами традиционного Китая, ориентированные на великий порядок, которые подразумевают в себе гармонию, мудрость, практичность, расчетливость, умение найти гибкий и стратагемный путь к решению задач.