
Нагмитова Регина Баировна, 1998 года рождения, 2020 год набора, 47.06.01 Философия, этика и религиоведение (09.00.14 – философия религии и религиоведение).
Научный руководитель – Нестеркин Сергей Петрович, доктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник. Тема научно-квалификационной работы – «Буддийские ценности в системе социально-эмоционального и этического обучения (СЭЭО)» (протокол УС №7 от 22.12.2020).
Тема диссертационного исследования: «Буддийские ценности в системе социально-эмоционального и этического обучения (СЭЭО)»
Пояснительная записка
Актуальность. Образовательные программы социально-эмоционального и этического обучения (СЭЭО) (англ. Social and emotional learning – SEL), основанные на буддийском миропонимании, начали разрабатываться и внедрятся в практику школьного обучения и тренингов для взрослых cсередины 90-х, первоначально в США. Их инициаторы исходили из убеждения, что существующая система образования, ориентированная на развитии рациональности, плохо справляется с задачей формирования эмоционально зрелой и социально адаптированной личности. Наиболее известная программа СЭЭО была разработана в университете Эмори в сотрудничестве с Его Святейшеством Далай Ламой XIV и представлена в 2015 г. В настоящее время преподавание по ней ведется в 37 странах. В 2019 году было анонсировано пилотирование программы в 25 украинских школах.
Цель работы – определение места и роли буддийскихценностей в программах СЭЭО и практике их применения.
Задачи исследования:
— изучить историю формирования СЭЭО, его базовые принципы, задачи и организационные формы;
— исследовать опыт применения буддийски ориентированного СЭЭО в школьном образовании и тренинге взрослых
— дать анализ эффективности применения буддийских идей и ценностей в социально-эмоциональном и этическом обучении.
Результаты освоения дисциплин ООП
1 полугодие 2020 — 2021 учебного года
№ |
Наименование |
Оценка (отметка о зачёте) |
1 |
Иностранный язык (канд. мин.) |
отлично |
2 |
История и философия науки (канд. мин.) |
хорошо |
3 |
Педагогика высшей школы и психология профессиональной деятельности |
зачтено |
Завершен подготовительный этап исследования:
- Определена научная проблема и обоснована тема исследования.
- Дан теоретический анализ проблемы и составлен план исследования.
- Составлена библиографии по теме исследования.
- Раскрыты и описаны теоретико-методологические основы исследования.
- Сформулированы гипотезы исследования.
- Определен круг источников для исследования, разработана методика исследования, определены основные процедуры сбора и анализа данных.
- В основной части исследования:
- Собрана библиография англоязычных и русскоязычных текстов, связанных с исследованием СЭЭО, проведена их предварительная классификация по типу литературы, новизне, прагматике текста, составлена последовательность их исследования.
Список обработанной литературы:
1) Апресян Р. Г. Концепция социально-эмоционального обучения и задачи морального воспитания // Вопросы психологии. – 2019. – № 1. – С. 29–39.
2) Апресян Р. Г. Этика, эмоциональный интеллект, потенциал университета. // Ведомости прикладной этики. – 2019. – № 53. – C. 55–66.
3) Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2008.- 478 с.
4) Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 233 с.
5) Кожевникова М. Н. Воспитание человека в новом тысячелетии // Человек. – 2019. – Т. 30, № 3. – С. 80–95.
6) Кожевникова М. Н. Встреча российской школы с «социально-эмоционально-этическим образованием»: организационно-педагогические условия / М. Н. Кожевникова, Н. И. Неупокоева // Казанский педагогический журнал. – 2020. – №6. – С. 161–170.
7) Кожевникова М. Н. Междисциплинарный cеминар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании» // Человек и образование. – 2019. – №1. – С. 183–188.
8) Кожевникова М. Н. Проблема созерцания и созерцательные практики в образовании // Science for Education Today. – 2019. – Т.9, № 5. – С. 72–95.
9) Кожевникова М.Н. К пониманию педагогической рефлексии: обоснование гуманитарной модели рефлексии учителя // Вестник НГП. – 2017. – Т .7, № 6. – С. 134–148.
10) Кожевникова М.Н. Новая дидактика «социально-эмоционально-этического образования» / М. Н. Кожевникова, Н. С. Лебедев // Человек и образование. – 2020. – №4. – С. 86–92.
11) Кожевникова М.Н. Тренинги: «педагогические этюды» и искусство педагога // Вестник МГПУ. Научный журнал. Серия «Философские науки». № 1 (21).– М.: Издательство ГАОУ ВО МГПУ, 2017. – С. 103-110.
12) Ляшко И. А., Лебедев Н. С. К вопросу о методе в образовании // Сборник материалов региональной конференции «Актуальные вопросы создания системы воспитания вобразовательных организациях высшего и среднего профессионального образованияРоссийской Федерации». – СПб.: Изд-во ФГБОУ ВО СПбГМТУ, 2018. – С. 126-139.
13) Мезинов В. Н. Актуализация проблемы подготовки учителя к деятельности по развитию социального интеллекта школьников/ В. Н. Мезинов, А. М. Захарова // Образование и саморазвитие. – 2019. – Т. 14, № 2. – С. 105–115.
14) Наймушина Л.М. Социально-эмоциональное обучение как новое направление развития педагогической науки и практики. Педагогика вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Т. 2, № 3. – С. 41–48.
15) Сергиенко Е. А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34, №2. – С. 5-16.
16) Borden, L. Social, Emotional and Ethical Learning: A Curriculum that Educates the Heart and Mind // Journal of Youth Development. – 2019. – Vol. 14 (3). – P. 217–221.
17) Cohen, J. Perspectives in social-emotional education: Theoretical foundations and new evidence-based developments in current practice / J. Cohen, S. Sandy // Perspectives in Education. – 2003. – Vol. 21 (4). – P. 41–54.
18) Cohen, J. Social, Emotional, Ethical, and Academic Education: Creating a Climate for Learning, Participation in Democracy, and Well-Being // Harvard Educational Review. – 2006. –Vol. 76 (2). – P. 201–237.
19) Cohen, J. The Foundation for Democracy: Social, emotional, ethical, cognitive skills and dispositions in K-12 schools / J. Cohen, T. Pickeral // Inter-American Journal of Education for Democracy. – 2010. – Vol. 3 (1). – P. 73–94.
20) Domitrovich C. E., Durlak J., Staley K. C., Weissberg R. P. Social- emotional competence: An essential factor for promoting positive adjustment and reducing risk and school children // Child Development. – 2017. – Vol. 88 (2). – P. 408–416.
21) Flores, T.V. Peace Studies and the Dalai Lama’s Approach of Secular Ethics: Towards a Positive, Multidimensional Model of Health and Flourishing / T.V. Flores, B. Ozawa-de Silva, C. Murphy // Journal of Healthcare, Science and the Humanities. – 2014. – Vol. 4 (2). – P. 65–92.
22) Herrera, P. Social-emotional learning in TESOL: What, why, and how / P. Herrera, L. Javier // Journal of English Learner Education. – 2020. – Vol. 10 (1). – P. 1–16.
23) Hoffman D. M. Reflecting on social emotional learning: A critical perspective on trends in the United States // Review of Educational Research. – 2009. – Vol. 79 (2). – P. 533–556.
24) Jagers R. J., Rivas-Drake D., Williams B. Transformative social and emotional learning (SEL): Toward SEL in service of educational equity and excellence // Educational Psychologist. – 2019. – Vol. 54 (3). – P. 162–184.
25) Jennings P. A., Doyle S. L., Oh Y., Rasheed D., Frank J. L., Brown J. L. Long-term impacts of the CARE program on teacher‘s self-reported social and emotional competence and well-being // Journal of School Psychology. – 2019. – Vol. 76. – P. 186–202.
26) Jones, Stephanie M. Social and Emotional Learning in Schools From Programs to Strategies / Stephanie M. Jones, Suzanne M. Bouffard // Social Policy Report. – 2012. – Vol. 26 (4). – P. 3–22.
27) Ozawa-de Silva, B. An education of heart and mind: Practical and theoretical issues in teaching cognitive-based compassion training to children / B. Ozawa-de Silva, B. Dodson-Lavelle // Practical Matters. – 2011. – Vol. 4 (4). – P. 1–28.
28) Roeser, R. Mindfulness training and reductions in teacher stress and burnout: Results from tworandomized, waitlist-control field trials / R. Roeser, K. A. Schonert-Reichl, A. Jha, M. Cullen, L. Wallace, R. Wilensky, J. Harrison // Journal of Educational Psychology. – 2013. – Vol. 105 (3). – P. 787–804.