Исаков Александр Викторович

Общая информация

ФИО: Исаков Александр Викторович

Дата рождения: 02.08.1998

Год поступления: 2022

Направление подготовки: 5.9.4 Фольклористика

Научный руководитель: д. филол. н. Дампилова Людмила Санжибоевна

Тема научно-квалификационной работы (диссертации): Историческая память в сюжетах бурятского фольклора и их литературных интерпретациях (на материале сюжетов об установлении отношений с Российским государством)

 

 

Наименование Оценка (отметка о зачёте)
1 Иностранный язык (канд. мин.) отлично
2 История и философия науки (канд. мин.) отлично

 

Наименование практики Отметка о зачете Отчетность по практике
1 Научно-ознакомительная Исаков — Отчёт по практике

 

Работа над научно-квалификационной работой (диссертацией)

В 1 полугодии 2022-2023 уч. г. была сформирована источниковая база исследования и изучена литература по теме. Составлен предварительный список источников и литературы.

источники и литература

Во 2 полугодии 2022-2023 уч. г. была опубликована 1 статья в журнале из списка ВАК и 1 статья в сборнике конференции,  индексируемом в РИНЦ, по теме диссертации. Были написаны Введение и 1 параграф 1-й главы диссертации, в которых сформулированы актуальность, цель и задачи, методологические основы исследования, освещена источниковая база и историография вопроса.

диссертация

Обоснование темы научно-квалификационной работы (диссертации):

В современной гуманитарной науке большое значение приобрели междисциплинарные исследовательские парадигмы, в рамках которых происходит исследование отдельных явлений культуры на материале различных сфер человеческой деятельности. Это способствует целостному познанию культур, интегрирующему результаты различных научных дисциплин. Одним из таких интегрирующих направлений являются исследования исторической памяти (memory studies). В центре внимания данного научного направления находятся представления людей об их историческом прошлом. Исходной посылкой memory studies является тезис о том, что прошлое – это не статичный компонент общественного сознания, а постоянно воссоздаваемый конструкт, которому присуща та же динамика, что и всем другим сферам культуры. Memory studies изучают представления о прошлом, отражённые в самых разных продуктах и практиках культуры – от произведений искусства до массовых праздников. Несомненно, одним из важнейших носителей исторической памяти является фольклор, поэтому исследования памяти должны включать в своё поле и фольклористику.

В своём исследовании я планирую рассмотреть формирование исторической памяти бурятского народа на материале фольклора. Актуальность выбранной мною темы связана с тем, что, как я уже сказал, изучение исторической памяти народов – важнейшее направление современной гуманитаристики, которое помогает понять происхождение современных наций, существенные характеристики и динамику их самосознания. Процесс формирование бурятской нации лишь недавно стал предметом критического рассмотрения с позиций конструктивистской теории нации (см. цикл коллективных монографий «Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации» и работу Д. Д. Амоголоновой «Современная бурятская этносфера: дискурсы, парадигмы, социокультурные практики»). При этом в существующих работах почти не рассмотрена роль фольклора в становлении бурятского национального самосознания. Моя работа призвана решить именно эту проблему. Соответственно, новизна планируемой работы состоит в том, что впервые в ней будет рассмотрен бурятский фольклор с позиций современной теории исторической памяти и в связи с социокультурными и политическими процессами формирования бурятской нации в границах Российского государства.

Исходя из вышеозначенных посылок я считаю нужным сосредоточиться на тех текстах бурятского фольклора, которые отразили события, происходившие в период установления отношений бурятских родов и племён с Российским государством, так как именно этот период (XVII–XVIII вв.) сыграл решающую роль в определении дальнейшей исторической судьбы бурятского народа – в частности, после принятия российского подданства и проведения российско-китайской границы, начинается процесс обособления и консолидации монголоязычных племён, которые к началу ХХ века образуют новую культурную и политическую общность – бурятский народ. Следовательно, именно в текстах, излагающих и объясняющих события периода установления отношений предков бурят с Российским государством, следует искать основания бурятского исторического нарратива[1]. Формирование бурятского национального самосознания продолжалось в ХХ веке и продолжается сейчас, когда фольклорная традиция угасла, но в то же время многие фольклорные сюжеты становятся основой для литературных произведений. Поэтому я посчитал важным не ограничиваться изучением только фольклорных текстов, но также включить в своё исследование рассмотрение литературных произведений, основанных на вышеозначенных фольклорных сюжетах. Это поможет более полно и многогранно представить роль бурятского фольклора в формировании исторической памяти народа не только в традиционном, но и в модернизированном бурятском обществе XX–XXI вв.

Объектом исследования станут тексты бурятского фольклора, отразившие исторические события XVII–XVIII вв., а также литературные произведения, основанные на творческой интерпретации данных фольклорных текстов. Предметом исследования станут представления об историческом прошлом бурятского народа, содержащиеся в вышеозначенных фольклорных и литературных текстах. Основной материал исследования составят опубликованные и неопубликованные (хранящиеся в ЦВРК ИМБТ СО РАН) тексты бурятских исторических преданий и исторических песен, посвящённых событиям XVII–XVIII веков, связанным с установлением отношений с Российским государством.

Основной методологической парадигмой исследования станет парадигма memory studies, которая сегодня входит в группу постструктуралистских научных теорий, проблематизирующих генезис коллективного знания, и соприкасается с другими подобными теориями, в частности, с постколониальной теорией, использование которой также будет продуктивным в определённой части планируемого исследования. В процессе анализа материала также будут применяться структурно-семиотический и сравнительно-типологический методы фольклористики и ряд методов литературоведения (культурно-исторический, структурный, методы исторической поэтики и мифопоэтики).

Теоретико-методологическую базу исследования составят труды отечественных и зарубежных учёных в разных областях знания, которые найдут отражение в моей диссертации. Это труды основоположников постструктуралистской гуманитаристики М. Фуко, Р. Барта и др., труды по теории исторической памяти и национального самосознания М. Хальбвакса, Я. и А. Ассманов, Б. Андерсона, Э. Хобсбаума, В. А. Тишкова и др., по теории фольклора А. Н. Веселовского, В. Я. Проппа, Е. М. Мелетинского, С. Ю. Неклюдова, Б. Н. Путилова, К. В. Чистова, Р. Дорсона, А. Дандеса и др., по теории фольклорно-литературных связей У. Онга, У. Б. Далгат, Д. Н. Медриша, А. И. Лазарева и др., по теории миноритарных литератур Р. Г. Бикмухаметова, Ч. Г. Гусейнова, К. К. Султанова, А. А. Арзамазова и др., по бурятскому историческому фольклору С. П. Балдаева, М. И. Тулохонова, В. Ш. Гунгарова, Л. Ц. Малзуровой, Б.-Х. Б. Цыбиковой и др., по исторической тематике в бурятской литературе В. Ц. Найдакова, А. Б. Соктоева, С. С. Имихеловой, И. В. Булгутовой и др.

Цель планируемой работы – проследить формирование исторической памяти об установлении отношений с Российским государством в бурятском фольклоре и дальнейшую трансформацию фольклорных исторических нарративов в бурятской литературе.

Задачи работы:

  1. Проанализировать опубликованные и неопубликованные тексты бурятских исторических преданий и песен на предмет отражения в них событий, связанных с установлением отношений с Российским государством, и вычленить основные сюжеты, связанные с данными событиями.
  2. Определить локальную и субэтническую специфику исторических сюжетов.
  3. Установить особенности генезиса данных сюжетов, их соотношение с исторической действительностью и константами фольклорно-мифологического сознания.
  4. Установить особенности использования данных сюжетов в бурятской литературе в различные периоды её истории.
  5. Определить культурные детерминанты формирования и трансформаций исторической памяти в фольклорных и литературных текстах об установлении отношений бурят с Российским государством.

Теоретическая значимость планируемой работы будет состоять в разработке проблемы исторической памяти в бурятском фольклоре и роли фольклора в формировании исторического сознания бурятской литературы, а также закономерностей эволюции бурятского исторического сознания.

Практическая значимость будет состоять во введении в оборот прежде не публиковавшихся и не исследованных текстов фольклора, а также в возможности применения результатов работы в преподавании бурятского фольклора и литературы, в научно-просветительской деятельности, в социокультурных проектах и при разработке национально-культурной политики регионов, на территории которых традиционно проживают буряты.

Список публикаций

ВАК

  1. Типология детских образов в современной бурятской детской литературе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. № 2. С. 412–416. (в соавт. с Серебряковой З. А.)
  2. Трансформация идентичности бурятской детской литературы на рубеже 1980–1990-х гг. // Филология: научные исследования. 2023. № 6. С. 1–8.
  3. Образы русских в произведениях Базара Барадина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. № 9. С. 2800–2805. (в соавт. с Дампиловой Л. С.)

Журналы РИНЦ

  1. Конспект лекции С. П. Балдаева «Народные драмы бурят-монгольского народа» // Культура Центральной Азии: письменные источники. 2022. Вып. 15. С. 65–114. (в соавт. с Дебеновой З. А.)
  2. Локальные особенности предания о Хоридое в фольклоре бурят Прибайкалья (по материалам С. П. Балдаева) // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. 2022. № 4. С. 62‒68. (в соавт. с Дебеновой З. А.)
  3. Историческая память в современной бурятской литературе // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2023. № 1 (25). С. 31–39.

Сборники РИНЦ

  1. Литература народов России в высшей школе: проблемы структуры и содержания дисциплины // Проблемы марийской и сравнительной филологии : сборник статей. Йошкар-Ола : Марийский гос. ун-т, 2022. С. 277–279.
  2. Конструирование образа бурятской нации в просветительской литературе начала ХХ века // Байкальские встречи-ХII: Традиционная культура как основа сохранения и развития этнической идентичности. Улан-Удэ : ИПК ФГБОУ ВО ВСГИК, 2022. С. 193–200.
  3. Национальная идея в исторической драме Б. Барадина «Великая сестрица-шаманка» // Трансграничье Востока России в модернизационных процессах XX–XXI вв. (к 100-летию Республики Бурятия): сб. науч. ст. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2023. С. 358–360.
  4. Буддийская концепция кармы в сюжетах бурятской литературы // Универсальное и культурно-специфичное в языках и литературах : материалы VII международной научной конференции (24 марта 2023 года). Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2023. С. 127–131.
  5. Бурятская детская книга в начале XXI века: основные тенденции развития // Книжная культура в цифровую эпоху : материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, 24-25 ноября 2022 г., г. Улан-Удэ, Республика Бурятия. Улан-Удэ : Издательско-полиграфической комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2023. С. 63–68.
  6. Обряд в структуре бурятской драмы // Наука. Культура. Искусство: Актуальные проблемы теории и практики : сборник материалов Всероссийской (с  международным участием) научно-практической конференции (Белгород, 02  февраля 2023 года). В 5 т. Т. 5. Белгород : БГИИК, 2023. С. 125–130.
  7. Компаративистский подход в преподавании драматургии Древнего мира // Актуальные проблемы изучения и преподавания филологических дисциплин в школе и вузе. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Тагил, 27 января 2023 г.). М. : Мир науки, 2023. С. 47–51.

Неиндексируемые издания

  1. Новейшая бурятская литература в 10 книгах // Байкал. 2022. № 4. С. 145–159.
  2. Литература бурятского просветительства // Байкал. 2023. № 3. С. 89–107.