Дебенова Зинаида Анциферовна

Общая информация

ФИО: Дебенова Зинаида Анциферовна

Дата рождения: 19.02.1995

Год поступления: 2021

Направление подготовки: 45.06.01 Языкознание и литературоведение, направленность Фольклористика

Научный руководитель: к.ф.н., с.н.с. ИМБТ СО РАН Дашибалова Дарима Владимировна

Тема научно-квалификационной работы (диссертации): Этнопоэтика и семантика генеалогических преданий бурят

 

 

Наименование Оценка (отметка о зачёте)
1 Иностранный язык (канд. мин.) отлично
2 История и философия науки (канд. мин.) отлично
3 Педагогика высшей школы и психология профессиональной деятельности зачтено

 

Наименование практики Отметка о зачете Отчетность по практике
1 Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (научно-ознакомительная) зачтено отчет о прохождении практики

 

Работа над научно-квалификационной работой (диссертацией)

первый год обучения 2021-2022 гг.:

Начат предварительный этап работы, в рамках постановки научной проблемы и обоснования темы исследования выполнены следующие запланированные на 1 семестр 2021-2022 учебного года виды учебной работы:

  • выбор темы исследования: обоснование актуальности исследования, формирование цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, определение методов исследования и его научной новизны;
  • изучение и реферирование научной литературы с целью ознакомления с научной проблемой: рассмотрены труды отечественных исследователей по истории изучения генеалогических преданий народов России;

Первое полугодие 2022-2023:

Пройдена научно-производственная практика в Центре восточных рукописей и ксилографов, по результатам практики подготовлен отчет.

Начата работа по написанию основной части диссертации и апробации полученных результатов. Было опубликовано 2 статьи:

  1. ЛОКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДАНИЯ О ХОРИДОЕ В ФОЛЬКЛОРЕ БУРЯТ ПРИБАЙКАЛЬЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ С. П. БАЛДАЕВА) // Вестник БГУ. Филология. — 2022. №4. . — С. 62-68. (Ринц)
  2. Конспект лекции С. П. Балдаева «Народные драмы бурят-монгольского народа» / З. А. Дебенова, А. В. Исаков // Культура Центральной Азии: письменные источники. – 2022. – № 15. – С. 65-114. (Ринц)

Также был подготовлен и прочитан доклад в Центре типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета 15 марта 2023 года:

«Мотив связи человека и животного в генеалогических преданиях бурят».

Ознакомиться с видеозаписью выступления можно по ссылке:

https://ctsf.ru/seminar/audio/audiozapisi-i-materialy-k-dokladam-i-soobscheniyam-prochitannym-na-seminare-ctsf-2023

Второе полугодие 2022-2023 гг.:

  1. Мотив связи человека и животного в генеалогических преданиях бурят. Этническая культура. — 2023. — №4. (ВАК)

В период с 10.04.2023 по 10.05.2023 аспирантом проходится стажировка в Институте языка и литературы Монгольской Академии Наук (г. Улан-Батор), основной целью которой является сбор материалов по диссертационному исследованию. результатом стажировки стал проведенный в отделе фольклористики Института языка и литературы «К вопросу о терминологии жанров несказочной прозы в монгольской и российской фольклористике».

Написание диссертации на данном этапе соответствует заранее составленному плану НИР, на данный момент составляет около 40%. Структура работы: введение, 1 глава «Генеалогические предания в системе
жанров бурятского фольклора», 2 глава «Сюжетно-мотивный состав бурятских генеалогических преданий», 3 глава «Семантика образов и символов в генеалогических преданиях бурят», заключение.

Обоснование темы научно-квалификационной работы (диссертации):

Актуальность темы. Изучение локальных фольклорных традиций различных этносов на сегодняшний день является одним из активно развивающихся направлений мировой и отечественной науки. Тенденции к глубокому, индивидуализированному понимаю культур находят свое отражение в современных течениях антропологии, этнологии, литературоведения, фольклористики и прочих отраслях гуманитарного знания. Попытки к переосмыслению культурного опыта прошлого нередко приводят исследователей к изучению устного народного творчества.

Одним из самых строгих порядков в традиционном укладе бурят являлся принцип экзогамии, исключающий возможность вступать в брак людям, состоящим в родстве вплоть до седьмого колена. Вступление в брак и создание семьи было одним из главных жизненных этапов, поэтому знание родословной являлось одним из основополагающих факторов персональной идентификации человека, предоставляющей знание о своем месте в мире.

Генеалогические предания являются одной из наиболее консервативных форм фольклора, выполняющей функцию сохранения и передачи из поколения в поколение жизненно важной информации. Таким образом, предания о происхождении бурятских родов и племен могут считаться не только источником исторических знаний, но и основой для передачи духовных ценностей того или иного рода.

В архивном фонде и монгольском фонде М I Центра восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН, а также в фондах Института восточных рукописей РАН и МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) хранится большое количество фольклорных материалов на бурятском и старописьменном монгольском языке, собранных такими учеными, как М.Н. Хангалов, С.П. Балдаев и др.

Цель исследования состоит в этнопоэтическом и семантическом анализе генеалогических преданий бурят.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • Отобрать из архивных источников материал для исследования;
  • Провести перевод и анализ отобранного материала;
  • Ввести в научный оборот изученные архивные материалы.

Объектом исследования являются бурятские генеалогические предания.

Предмет исследования – содержание генеалогических преданий.